форум
Будущая мама
здоровье
развитие
психология
приятного аппетита
детский сад и школа
другие дети
творческая мастерская
детская комната
жизненный опыт
женсовет
наши конкурсы
наши друзья
карта сайта

Главная >> Детский сад и школа >> Адаптация в новом коллективе

Адаптация в новом коллективе


Первое сентября - день волнительный. Особенно для тех детей - а также их родителей, — которые в этом году впервые идут в детский сад или школу. Желая облегчить сыну или дочке процесс привыкания, родители стараются вовсю: кладут им с собой кучу бутербродов, посылают подбадривающие SMS, часами стоят под окнами в надежде увидеть за занавесками мелькнувшую родную макушку... Волнение родителей понять легко, но не оправдать. Ведь излишняя нервозность мамы и папы способна передаться и ребенку. Чтобы избежать этого, заранее настройте себя на перемены. Это нормальный, более того, необходимый процесс развития. Подумайте, во что бы превратилась наша жизнь, если бы мы все время топтались на месте?

Здравствуй школа!
Считается, что привыкнуть к школе сложнее, чем к детскому саду, поэтому начнем именно с тонкостей школьной адаптации. Первоклашке действительно нелегко приспособиться к новым условиям. Судите сами: ребенок привык целый день бегать-прыгать, теперь ему нужно полдня спокойно сидеть за партой, слушая учителя и пытаться разобраться, что за странные "закорючки" написаны в учебнике. Особенно тяжело приходится в первые две-три недели учебы. Организм школьника в это время работает на полную, иногда даже "зашкаливает" (кстати, этим объясняется тот факт, что многие первоклашки в сентябре болеют). Такое состояние медики окрестили физиологической бурей. Примерно через месяц наступает "неустойчивое приспособление", когда ребенок уже более-менее свободно чувствует себя в новой обстановке. "Устойчивым" оно становится тогда, когда чадо наконец втягивается в учебный процесс и его организм реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением, чем раньше. Когда это произойдет, сказать сложно. В среднем процесс адаптации занимает два-три месяца. Хотя бывают случаи, когда он растягивается месяцев на шесть и даже больше...
Впрочем, нужно быть готовыми и к другому развитию событий, так называемой "адаптации наоборот". При этом ребенок в первые дни ходит в школу, как на праздник: ему интересно сидеть за партой, знакомиться с новыми детьми, учителями и т.д. Однако, насытившись новыми впечатлениями, сын или дочь может объявить "забастовку", упрямо отказываясь идти на уроки. Как действовать родителям, чтобы помочь своим детям быстрее и с меньшими потерями пережить этот болезненный период? Приведем несколько полезных рекомендаций.
• Постарайтесь правильно "замотивировать" вашего ребенка. Объясните ему, что в школе он научится писать, считать, узнает много нового о других странах, животных и пр. А вот аргумент вроде "учиться нужно, чтобы быть умным" вряд ли подействует — это слишком абстрактно, а потому непонятно.
• Продумайте режим дня ребенка. Когда каждый день проходит по "накатанному", это дает ощущение стабильности. К тому же, если распорядок войдет в привычку не надо будет тратить дополнительных усилий на то, чтобы посадить чадо за уроки. Есть и еще один приятным "побочный эффект" - сын или дочь научатся рассчитывать и ценить свое время и будут больше успевать за день. Единственное но: прежде чем отдавать чадо во всевозможные секции, подумайте, стоит ли это делать в первый месяц учебы? Ничего страшного не случится, если ребенок поступит в театральную студию или танцевальный кружок в октябре-ноябре. Зато адаптация к школе пройдет гораздо легче.
• Если вы планируете записать ребенка на продленку обговорите с ним это заранее, а не ставьте перед фактом: "Завтра будешь в школе до вечера". По возможности повремените с продленкой первые две-три недели. Возьмите на это время отпуск или поручите бабушке забирать чадо сразу после уроков.
• Поддерживайте ребенка морально, разделяя его первые трудности и радости. Почаще хвалите: "Молодец, отлично справился с заданием!" Если же вы расстроены какими-то его поступками, не скрывайте своих чувств. Например, вы вполне можете сказать: "Мне досадно слышать, что учительница недовольна твоим поведением". Для ребенка в таком возрасте очень важно мнение родителей, поэтому он к нему наверняка прислушается и сделает выводы.
• Проводите с сыном или дочкой больше времени. Доказано, что дети, которые общаются с матерью свыше 34 часов в неделю, воспитаннее, более развиты и дисциплинированны по сравнению со сверстниками, испытывающими дефицит общения с близкими (19 часов в неделю и меньше). Под общением подразумевается не только обсуждение событий дня, но и совместные занятия, например поход на выставку в цирк, театр, общие игры и т.д.
• Если чадо рассказывает вам о каких-то конфликтных ситуациях (между ним и учениками или между ним и учителем), не стоит сразу же горячо поддерживать только одну сторону. Попробуйте быть объективным. Сын или дочка то хвалит учителя (либо новых друзей),то ругает? Отнеситесь к этому спокойно. На этапе привыкания чувства ребенка нестабильны. Со временем они станут гораздо более постоянными.

Первый раз в детский сад
По сравнению с адаптацией к школе привыкание к детскому саду кажется легким. В какой-то степени так оно и есть. Ребенок дважды в день гуляет, днем спит, много играет и т.д. Однако малышам тоже бывает нелегко "включиться" в новую жизнь. Во-первых, им предстоит расставание с мамой, а большинству детей это тяжело дается. Во-вторых, нужно привыкать быть самостоятельным: одеваться-раздеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, заправлять постель и т.д., что для малышей тоже нелегко. Как же смягчить адаптацию?
• Первый месяц приводите чадо в детский сад не на полный день, а на несколько часов, например только на прогулку, чтобы он познакомился с детьми в "неформальной" обстановке. Потом - на полдня, затем — на целый лень. Не огорчайтесь, если ребенок с трутом "включается" в новую жизнь. Часто бывает, что малыши медленно адаптируются к детскому саду, зато потом просят маму приходить за ними попозже, потому что они не успели погулять (съесть блинчики на полдник, достроить дом и т.д.).
• Постарайтесь не вводить дома большое количество запретов — их достаточно в детском соду. Пусть чадо занимается тем, чем хочет: бегает, кричит, валяется на родительской кровати и т.д. Это поможет ему выпустить пар. Ведь за день у ребенка накапливается куча эмоций — как положительных, так и отрицательных, а справиться с ними самостоятельно он не в силах. Единственное, чего не стоит делать, — позволять дольше, чем обычно, смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это лишняя нагрузка на нервную систему.
• Если ваш ребенок устал от шума и гама в саду и хочет спокойствия и тишины, обеспечьте ему это. Почитайте сказку, предложите порисовать, сделать аппликацию, поиграть в куклы и пр.
• Репетируйте с ребенком дома те веши, которые плохо даются ему в детском саду. Пусть потренируется сам заправлять постель, сервировать стол, причесываться и т.д. Чем самостоятельнее он будет дома, тем легче ему будет в саду.
• Чтобы ребенок был меньше подвержен простудам — а "новички" в саду то и дело болеют, — приложите все усилия по закаливанию сына пли дочки. Вообще-то медики рекомендуют начинать закаливаться летом. Во время купания обливайте ребенка водой комнатной температуры, растирайте по утрам влажным полотенцем. Если есть возможность, водите дважды в неделю в бассейн.
• Позвольте малышу брать с собой в детский сад любимую игрушку — ему будет легче пережить расставание с домом. Однако лучше, если игрушку он выберет не мягкую, а резиновую, чтобы ее можно было помыть. Похвалите вашего ребенка, если он захочет взять несколько игрушек — для того чтобы поделиться с друзьями. Объясните, что нельзя отнимать у других детей игрушки — можно только попросить.
• Если ваше чадо с трудом сходится с детьми из своей группы, приложите все усилия для того, чтобы ребенок стал более общительным. Познакомьте его со сверстниками, гуляющими во дворе, предложите им поиграть в прятки или салки. Почаще приглашайте к себе знакомых с детьми. Преодолев застенчивость, ребенок быстрее освоится в саду.
• Не создавайте у малыша ненужных иллюзий, обещая, что в детском саду воспитательница будет бросаться к нему по первому требованию, кормить с ложки, сидеть рядом с его кроваткой, рассказывая сказки, чтобы он быстрее уснул и т.п. Объясните малышу, что воспитательница всегда поможет в случае необходимости, но поскольку детей в группе много, то, вероятно, придется какое-то время подождать.
• Расскажите малышу, что в саду существует определенный режим и дисциплина, нарушать которые нельзя. Поэтому, если воспитательница зовет всех есть, значит, надо идти и есть, а не сидеть с игрушками на кровати. А если пора спать, значит, нужно оставить игрушки и идти в спальню.
• Постарайтесь создать дома режим дня, аналогичный садовскому. В выходные дни не поощряйте сон до обеда. Желательно, чтобы ребенок вставал примерно в то же время, что и всегда, максимум на час-полтора попозже. "Отбой" тоже должен быть не в полночь, а гораздо раньше. Не отказывайтесь от "тихого часа", прогулки до и после обеда. Чем быстрее ребенок "втянется" в новый режим, тем меньше сложностей у него будет возникать в детском саду.

© Анна Барыбина, психолог

Обсудить на форуме >>

Вернуться в раздел >>

Рассылки Subscribe.Ru
Академия родителей
Подписаться письмом


ФОРУМ
ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ


НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ


Rambler's Top100